Group-IB, международная компания, специализирующаяся на предотвращении кибератак и разработке продуктов для информационной безопасности, оценила оборот “теневого” рынка алкогольной продукции в интернете в 1,7 миллиарда рублей по итогам 2017 года. Эксперты направления Brand Protection Group-IB зафиксировали более 3 000 интернет-магазинов, действующих в обход российского законодательства о запрете дистанционных розничных продаж алкоголя, и более 100 сайтов, распространяющих оптом подделки спиртных напитков.
Соответствующие сайты создаются как перекупщиками, которые перепродают напитки из крупных розничных сетей, так и мошенниками, реализующими контрафакт. Как правило, низкие цены на продукцию объясняются доставкой алкоголя из соседних стран (Казахстана, Белоруссии, Украины) и экономией на акцизных сборах.
Директор направления Brand Protection Group-IB
Специалисты направления Brand Protection компании Group-IB подсчитали: cредняя посещаемость сайта, реализующего алкоголь в розницу с доставкой, составляет 199 пользователей в сутки. В месяц это 5 970 человек. По данным Data Insight, конверсия в интернет-магазинах в категории “алкоголь”, рассчитанная как соотношение числа заказов в месяц к количеству посетителей, равна 0,6%. При средней стоимости одной покупки в 1 тысячу рублей, ежемесячно 3 000 розничных онлайн-магазинов приблизительно зарабатывают от 107,5 млн рублей.
Кроме того, Group-IB зафиксировали более 100 ресурсов, реализующих оптовые поставки дубликатов (фальсификатов) известных марок, о чем открыто заявляется на их сайтах. Минимальный заказ на таких онлайн-площадках — один ящик на шесть и более бутылок. В ходе телефонного разговора, несколько продавцов сообщили Group-IB, что, как правило, один покупатель приобретает от 5 до 10 ящиков. Средняя стоимость одного ящика — 2,5 тысячи рублей, что в 10 раз ниже цены на оригинальную продукцию. В среднем посещаемость сайтов с подделками составляет 141 посетитель в день или 4 230 в месяц. При конверсии 0,6% и среднем объеме заказа в 5 ящиков, доход оптовых продавцов дубликатов алкоголя составляет 31,7 млн рублей ежемесячно. Таким образом, по самым минимальным подсчетам оборот рынка розницы и оптовых нелегальных продаж в интернете, составляет 139,2 миллионов рублей в месяц или 1,7 миллиарда в год.
Директор направления Brand Protection Group-IB
История запросов в декабре 2016/2017 по фразе “купить алкоголь”
Алкоголь оптом в декабре ищут на 55% чаще, чем в среднем в течение года
Реализуют алкоголь не только на сайтах, но и через социальные сети и доски объявлений. На этих площадках система Brand Protection компании Group-IB ежемесячно фиксирует сотни новых предложений: перед праздниками их количество возрастает в 1,5 раза.
Пример объявления о продаже дубликатов алкоголя в соцсетях.
Помимо предложений готовой поддельной алко-продукции, в интернете доступны объявления о продаже всех необходимых составляющих для производства контрафакта. Например, стоимость одного, так называемого, “водочного комплекта” с бутылкой, этикеткой, пробкой и фирменной коробкой составляет от 38,5 рублей. Акцизная марка доступна в продаже по цене 3,5 рубля за единицу. Стоимость литра этилового спирта — от 80 рублей, метилового — от 17 рублей. С учетом того, что литр чистого спирта разводится примерно в 2 раза, затраты на изготовление одной бутылки водки объемом 0,5 литра составят 62 рубля, если используется этанол, и 46 рублей, если — метанол. Стоимость аналогичного напитка на сайте, реализующем дубликаты — 80 рублей, в розничных интернет-магазинах с доставкой — 320 рублей.
* В расчете Group-IB не учитываются сайты с каталогом алкогольной продукции (интернет-витрины), где не предлагается доставка, а также ресурсы легальных оптовиков и дистрибьютеров.