Group-IB: объем онлайн-рынка контрафакта с символикой российских вузов достиг 200 млн рублей

Group-IB, международная компания, специализирующаяся на предотвращении кибератак, оценила объем онлайн-рынка контрафактной продукции с несанкционированным использованием символики, логотипов, фирменного стиля ведущих российских вузов в 200 млн рублей (H1 2018 года). Первым из отечественных вузов начал защищать свой бренд в интернете Московский государственный технический университет им. Н.Э. Баумана, заключивший партнерское соглашение с Group-IB. Об этом на форуме «Открытые инновации» в среду, 17 октября, объявил Андрей Бусаргин, руководитель департамента инновационной защиты бренда и интеллектуальной собственности Group-IB. Глобальной задачей партнеров станет совместная работа по созданию регламента лицензирования товарного знака российских вузов для эффективной борьбы с контрафактом.

Брендированные товары с символикой ведущих учебных заведений страны — футболки, толстовки, бейсболки, рюкзаки, кружки, блокноты, обложки для зачетных книжек — становятся все более популярными среди студентов. Для университетов продажа сувенирной продукции — не только потенциальная статья дохода и элемент продвижения бренда, но и «знак качества». Партнерские онлайн-магазины есть у МГУ, СПБГУ, а у НИУ «ВШЭ» и МФТИ брендированная продукция представлена на официальных сайтах. Однако большинство учебных заведений даже при наличии официальных каналов продаж брендированных товаров и услуг не имеют рычагов и инструментов контроля за использованием своей символики в свободной интернет-торговле. Этим пользуются различного рода мошенники и производители контрафакта.

По оценкам экспертов Brand Protection Group-IB, объем рынка контрафакта с символикой вузов в первой половине 2018 года составил около 200 млн рублей. Посетителями ресурсов, торгующих «левой» сувениркой с символикой топ-10 российских вузов, ежедневно становятся около 70 000 уникальных пользователей. Количество покупок превышает 250 000 в год, а средний чек составляет порядка 1 600 рублей. В этой ситуации при отсутствии усилий по борьбе с контрафактом со стороны ВУЗов эксперты Brand Protection Group-IB прогнозируют увеличение объема рынка контрафактной продукции минимум в два раза.

Неправомерное использования бренда в интернете влечет за собой не только финансовые потери в виде недополученной университетами прибыли, но и репутационные издержки, связанные с низким качеством товаров и услуг, продаваемых от имени престижного вуза. В процессе анализа рынка контрафакта мы часто сталкивались с сувенирами и одеждой, которые не соответствуют рекламе в соцсетях, имеют товарный брак или быстро теряют товарный вид. Другая опасность в том, что нелегальная торговля часто связана с использованием мошеннических схем, а также фишинга.

Андрей Бусаргин
Андрей Бусаргин

Директор департамента инновационной защиты бренда и интеллектуальной собственности Group-IB

МГТУ им. Н.Э. Баумана стал первым российским университетом, решившим пресечь нелегальное распространение продуктов и услуг под своим брендом, заключив партнерское соглашение с Brand Protection Group-IB. Технологии и инструменты Group-IB позволяют в режиме реального времени находить все упоминания вузов и их брендов в сети, оперативно блокировать нелегальные ресурсы, торгующие контрафактом, и в автоматическом режиме собирать доказательную базу для обращения в суд: данные владельца площадки, связи между ресурсами.

Репутация Бауманки, одного из старейших вузов России, создается уже более 185-ти лет. За эти годы из стен университета вышли почти двести тысяч высококлассных специалистов. Нам особенно приятно, что основатели компании Group-IB — Илья Сачков и Дмитрий Волков — наши выпускники. Надеемся, что нашему примеру сотрудничества последуют и другие учебные заведения.

Павел Дермер
Павел Дермер

Начальник управления информационной и молодежной политики МГТУ им. Н.Э. Баумана

Совместное партнерство позволяет не только бороться с контрафактом, но предотвращать любые угрозы для вузов в Интернете: мошенничество с использованием бренда, фишинг, ложное партнерство, пиратство.

О компании

F.A.С.С.T. — Fight Against Cybercrime Technologies — российский разработчик технологий для борьбы с киберпреступлениями, поставщик решений для детектирования и предотвращения кибератак, выявления мошенничества, исследования высокотехнологичных преступлений и защиты интеллектуальной собственности в сети. F.A.С.С.T. создана для работы на рынках России и СНГ путем выделения в автономную структуру бывшего российского актива международной компании Group-IB.

В основе технологического лидерства F.A.С.С.T. — 20-летний практический опыт исследований киберпреступлений по всему миру и более 70 000 часов реагирования на инциденты информационной безопасности, аккумулированные в одной из крупнейших лабораторий компьютерной криминалистики и круглосуточном центре оперативного реагирования CERT. Решения компании основаны на знаниях, полученных в ходе реагирований на инциденты и исследований киберпреступности. Они обеспечивают защиту от киберрисков, связанных с целевыми атаками, утечками данных, мошенничеством, фишингом, нелегальным использованием бренда. Продукты F.A.С.С.T. входят в Реестр Отечественного ПО.