Group-IB, международная компания, специализирующаяся на предотвращении кибератак и расследовании высокотехнологичных преступлений, накануне майских праздников выявила фишинговую атаку на россиян: мошенники создали сеть фальшивых страниц по лже-продаже электронных билетов на поезд „Сапсан„, нацеленных на кражу денежных средств и платежных данных пользователей. Сегодня часть ресурсов еще функционирует, Group-IB совместно с ОАО “РЖД" проводят мероприятия по их блокировке. Эксперты призывают пользователей быть внимательными при покупке билетов на поезд онлайн.
Рис.1. Пример фишингового ресурса по продаже билетов на «Сапсан»
По данным CERT-GIB (Центр реагирования на инциденты кибербезопасности Group-IB), единичные мошеннические ресурсы по продаже билетов на "Сапсан" встречались и раньше: суммарно в 2020 году таких ресурсов было обнаружено 21. С начала 2021 года за январь и февраль 2 и 3 соответственно. Мошенники активизировались в апреле, перед майскими праздниками. К середине месяца количество уникальных фишинговых доменов составляло уже 13. На данный момент большинство из них заблокированы, остальные находятся в процессе снятия с делегирования.
Рис 2. Пример рекламного «разгона» фишингового ресурса.
При клике на рекламное объявление осуществлялся переход на фишинговые сайты. Все они были созданы с помощью IFrame легитимного компонента HTML, который позволяет встраивать на свой веб-ресурс контент стороннего сайта.
Использование в мошеннической схеме доступа с мобильного устройства позволяет усыпить внимание потенциального покупателя билетов, так как у него меньше шансов увидеть подмену домена. В то же время большинство антифишинговых систем защиты бессильны против блокировки всей схемы, поскольку сама ссылка в рекламном объявлении и адрес фишингового домена никак не связаны с используемым в атаке брендом. Таким образом, даже если ресурс, на котором располагался конечный фишинг, блокируется, мошенники просто начинают перенаправлять на другой действующий домен, даже не отключая рекламу.
В схеме мошенничества использован классический сценарий: в поисках доступных билетов на «Сапсан» жертва, заманиваемая рекламой, попадает на сайт мошенников. Желая приобрести билет онлайн, она вводит данные банковской карты, в результате теряя и деньги, и данные «пластика».
Рис.3. Этапы фишинговой схемы с онлайн-покупкой билетов
Заместитель руководителя Центра круглосуточного реагирования на инциденты информационной безопасности CERT-GIB
Для того, чтобы не стать жертвой мошенников, необходимо соблюдать правила цифровой гигиены при приобретении товаров и услуг в Интернете. Group-IB рекомендует не переходить по ссылкам, присланным в подозрительных сообщениях электронной почты, соцсетях и мессенджерах, особенно если в них эксплуатируются темы подарков, льгот, выигрышей, снижения цен и др. Не стоит загружать вложенные файлы из сообщений, которые не запрашивались пользователем. Необходимо внимательно изучить адрес сайта (доменное имя), на который произошла переадресация. В большинстве случаев оно отличается от оригинального домена (например, в описываемой мошеннической схеме использовано доменное имя sapsan.pw, а также более сложные комбинации). Обновляйте браузер до последней версии. Домен, на котором планируется покупка, важно проверить, используя для этого сайты tcinet.ru или whois.com: "возраст" сайта может быть признаком мошенничества. Как правило, фейковые сайты живут несколько дней. Не стоит совершать онлайн-покупки по предоплате на непроверенных сайтах. Для покупок в интернете следует завести отдельную банковскую карту или использовать ее виртуальный аналог.